воскресенье, 26 июля 2009 г.

Диаграмма разброса

 


Диаграмма разброса — это графический способ изучения соотношения между двумя переменными (которые существуют попарно) и выясне­ния, имеется ли между ними связь и насколько она сильна. На этой диаграмме парные данные изображают в виде облака точек. Соотно­шение между двумя переменными определяют из формы этих облаков. Плотность и расположение облаков показывают, как эти переменные влияют друг на друга. Если величина одной из них как-то влияет на величину другой, между ними существует корреляция. Положительная зависимость между двумя переменными означает, что рост одной из них связан с увеличением другой, отрицательная — что рост одной обусловлен уменьшением другой.

Шесть наиболее часто встречающихся форм облаков показаны на рисунке 3.12 [NEN-ISO 9004-4].

 

Когда это применяется?

Диаграмма разброса используется после проведения анализа причин­но-следственных зависимостей, чтобы установить, имеет ли данная причина отношение к данному следствию. С ее помощью можно опре­делить, что произойдет с одной переменной, если изменить другую.

 

Как это применяется?

Последовательность шагов при построении диаграммы разброса та­кова.Соберите 30—50 пар данных, относящихся к двум взаимосвязанным переменным (причине и следствию), соотношение между которы­ми нужно проанализировать.

1.  Нарисуйте горизонтальную (х) и вертикальную (у) оси. Обычно зна­чения причины откладываются по оси х, а значения следствия — по оси у. Оси должны быть примерно одинаковой длины.

2.  Обозначьте оси, дайте диаграмме название и укажите источник дан­ных, дату и ответственных лиц.

3.  Нанесите на диаграмму парные данные (х, у), отмечая на ней каж­дую точку. Если пары данных имеют одинаковые значения, обве­дите эти точки кружочком.

4.  Чтобы определить характер и силу связи между переменными, изу­чите форму облака точек на диаграмме.

Пример

Нью-Йоркская компания Florence Ice Cream получила интересное пред­ложение от одного поставщика мороженого. Он приступает к выпус­ку нового сорта мороженого, который уже успел понравиться покупа­телям и продажа которого, похоже, принесет большую прибыль. Если Florence закажет много этого мороженого, ей придется установить до­полнительный холодильник. Известно, что пробные продажи нового мороженого проводились в теплую погоду, и руководители Florence опасаются, что, когда похолодает, оно будет продаваться хуже. Вот почему они решили выяснить, есть ли связь между продажами моро­женого и максимальной дневной температурой. Каждый день в течение четырех недель сотрудники компании регистрировали объемы продаж и сравнивали их с максимальными дневными температурами. Постро­енная на этой основе диаграмма разброса представлена на рисунке 3.13 [PA Consulting, 1991; Rampersad, 2001В].

Из диаграммы видно, что рост выручки от продажи мороженого вряд ли зависит от повышения дневной температуры. Поэтому Florence может спокойно устанавливать дополнительный холодильник и заку­пать новое мороженое, возможно, предварительно проанализировав, какое влияние на продажи оказывают другие факторы. Так построе­ние диаграммы разброса позволило руководству компании принять важное решение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий