воскресенье, 26 июля 2009 г.

Анализ характера и последствий отказа

Анализ характера и последствий отказа (failure mode and effect analysis, FMEA) — это превентивный подход, применяемый для систематизации и схематического изображения причин, следствий и возможных мер по устранению обнаруженных узких мест. Обычно данный метод исполь­зуют для анализа продукции и процессов. При этом основное внима­ние уделяют анализу процессов, при котором перед каждым его эта­пом заранее стараются ответить на вопросы: «Какие сбои могут про­изойти по ходу процесса?», «Что может их вызвать?», «Что случится, если произойдет сбой?», «Как мы можем это предотвратить?», «На­сколько важно предотвратить этот сбой?», «Кто будет выполнять при­нятое решение?», «Когда оно будет выполнено?».

 

Когда это применяется?

Метод FMEA используют для систематического выявления сбоев в важных экономических процессах и их последующего устранения. По итогам этого анализа можно создать список критических моментов процесса с указанием того, что нужно делать, чтобы минимизировать вероятность сбоя.

 

Как это применяется?

Анализ характера и последствий отказа осуществляется силами коман­ды. Руководитель отвечает за формирование команды, сбор соответ­ствующей информации, организацию и проведение аналитических совещаний, организацию обсуждения, документирование результатов и получение в порядке обратной связи информации о целесообразно­сти продолжения работы. Чтобы команда могла выявить как можно больше потенциальных узких мест, в нее должны входить специали­сты разного профиля, обладающие большим опытом в данной кон­кретной области. Совещания могут длиться разное время в зависимо­сти от степени их подготовленности, характера проблемы, знаний и опыта членов команды (обычно — не более двух часов).

Последовательность шагов при проведении FMEA такова (см. рис. 3.11).

1.  Сформируйте команду из пяти—восьми специалистов разного про­филя и созовите первое короткое совещание. Заранее предоставьте членам команды соответствующую информацию, чтобы они могли изучить ее до начала совещания. На совещании объясните цель его проведения, общий подход, а также роль членов команды. Выбе­рите самый важный процесс, т. е. определите проблемную область.

2.  Постройте схему процесса и приведите перечень всех его состав­ляющих (шагов процесса).

3.  Определите для каждого шага возможные виды отказа. Подумай­те, как эти отказы могут повлиять на остальные этапы процесса.

4.  Укажите причину каждого вида отказа и то, как эти виды могут от­разиться на управляемости всего процесса.

5.  Взвесьте риски; определите имеющиеся в процессе узкие места, оценив вероятность возникновения (Р) и серьезность (S) отказов каждого вида (см. табл. 3.7). Произведение этих двух величин дает показатель риска (R). Показатель S отражает вероятность обнару­жения ошибки со временем. Значение S тем больше, чем сложнее обнаружить эту ошибку заранее.

6.  Определите для всех видов отказа меры по устранению возможных узких мест процесса. Наивысший приоритет должны иметь отказы с самыми высокими показателями R (например, R>20). Назначь­те ответственного за предотвращение отказов, риск возникновения которых наиболее велик.

7.   Составьте отчет и проверьте результаты. Информируйте членов коман­ды о принятых мерах и их результатах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий