Анализ характера и последствий отказа (failure mode and effect analysis, FMEA) — это превентивный подход, применяемый для систематизации и схематического изображения причин, следствий и возможных мер по устранению обнаруженных узких мест. Обычно данный метод используют для анализа продукции и процессов. При этом основное внимание уделяют анализу процессов, при котором перед каждым его этапом заранее стараются ответить на вопросы: «Какие сбои могут произойти по ходу процесса?», «Что может их вызвать?», «Что случится, если произойдет сбой?», «Как мы можем это предотвратить?», «Насколько важно предотвратить этот сбой?», «Кто будет выполнять принятое решение?», «Когда оно будет выполнено?».
Когда это применяется?
Метод FMEA используют для систематического выявления сбоев в важных экономических процессах и их последующего устранения. По итогам этого анализа можно создать список критических моментов процесса с указанием того, что нужно делать, чтобы минимизировать вероятность сбоя.
Как это применяется?
Анализ характера и последствий отказа осуществляется силами команды. Руководитель отвечает за формирование команды, сбор соответствующей информации, организацию и проведение аналитических совещаний, организацию обсуждения, документирование результатов и получение в порядке обратной связи информации о целесообразности продолжения работы. Чтобы команда могла выявить как можно больше потенциальных узких мест, в нее должны входить специалисты разного профиля, обладающие большим опытом в данной конкретной области. Совещания могут длиться разное время в зависимости от степени их подготовленности, характера проблемы, знаний и опыта членов команды (обычно — не более двух часов).
Последовательность шагов при проведении FMEA такова (см. рис. 3.11).
1. Сформируйте команду из пяти—восьми специалистов разного профиля и созовите первое короткое совещание. Заранее предоставьте членам команды соответствующую информацию, чтобы они могли изучить ее до начала совещания. На совещании объясните цель его проведения, общий подход, а также роль членов команды. Выберите самый важный процесс, т. е. определите проблемную область.
2. Постройте схему процесса и приведите перечень всех его составляющих (шагов процесса).
3. Определите для каждого шага возможные виды отказа. Подумайте, как эти отказы могут повлиять на остальные этапы процесса.
4. Укажите причину каждого вида отказа и то, как эти виды могут отразиться на управляемости всего процесса.
5. Взвесьте риски; определите имеющиеся в процессе узкие места, оценив вероятность возникновения (Р) и серьезность (S) отказов каждого вида (см. табл. 3.7). Произведение этих двух величин дает показатель риска (R). Показатель S отражает вероятность обнаружения ошибки со временем. Значение S тем больше, чем сложнее обнаружить эту ошибку заранее.
6. Определите для всех видов отказа меры по устранению возможных узких мест процесса. Наивысший приоритет должны иметь отказы с самыми высокими показателями R (например, R>20). Назначьте ответственного за предотвращение отказов, риск возникновения которых наиболее велик.
7. Составьте отчет и проверьте результаты. Информируйте членов команды о принятых мерах и их результатах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий